qian3_Zhong ZhenbinAnadolu AgencyGetty Images_chinapovertyinequality Zhong Zhenbin/Anadolu Agency/Getty Images

Две стороны китайского ВВП

ЧИКАГО – Экономические новости о Китае излишне фокусируются на общих размерах ВВП и в недостаточной мере – на подушевом ВВП, а это намного более показательный индикатор. Такое искажение в освещении событий приводит к важным последствиям, потому что эти два индикатора рисуют совершенно разные картины нынешней экономической и политической ситуации в Китае. Они привлекают наше внимание к совершенно разным вопросам.

Быстрый поиск во всех англоязычных изданиях в базе данных ProQuest за десятилетний период с 2011 по 2021 годы показывает, что ВВП Китая обсуждался в 20915 статьях, но лишь в 1163 из них упоминался подушевой ВВП. Доля таких статей была даже ниже в восьми крупнейших, самых элитных газетах («New York Times», «Wall Street Journal», «Washington Post» и т.п.): здесь китайский ВВП упоминался в 5963 статьях, но только в 305 речь шла о подушевом показателе.

В 2019 году ВВП Китая (измеряемый по рыночному обменному курсу) составил $14 трлн, став вторым крупнейшим в мире и уступив лишь ВВП США ($21 трлн), при этом Япония заняла третье место ($5 трлн). Общий размер ВВП показывает общее количество ресурсов (включая налоговую базу), доступных правительству. Это полезно при обсуждении размеров государственных инвестиций Китая, например, в космическую программу или военный потенциал. Но этот индикатор намного меньше говорит нам о повседневной жизни китайцев.

https://prosyn.org/57zBsbqru