james185_Gabe GinsbergGetty Images_stimuluscheck Gabe Ginsberg/Getty Images

Возврат к жесткой экономии?

ПРИНСТОН – Разработка экономической и финансовой политики имеет тенденцию двигаться подобно маятнику. За эйфорией от потенциала действий правительства обычно следуют негативная реакция, разочарование и заниженные амбиции. Риторика о том, что возможно сделать, уступает место ограничениям и правилам с целью не допустить чего-то. Вот где сейчас находятся многие страны с развитой экономикой: после периода оптимистических расходов наблюдается растущее сопротивление расширению правительства.

Предыдущие развороты маятника политики теперь вспоминаются как исторические поворотные моменты. Рассмотрим 1970-е годы, которые начались с огромной уверенности в том, что правительства смогут решить любую проблему с помощью кейнсианского управления спросом. Очередной поворот наступил в 1976 году, после признания премьер-министра Великобритании Джеймса Каллагана во время выступления на конференции лейбористской партии: «Раньше мы думали, что можем найти выход из любой рецессии с помощью достаточных расходов... Со всей откровенностью заявляю вам, что такой возможности больше не существует».

Следующие десятилетия характеризовались новой ортодоксальностью, сосредоточенной на сокращении дефицита, ограничениях долга и фискальных правилах. Как подчеркнула британский премьер-министр Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, «альтернативы нет» – этот же лозунг повторяла канцлер Германии Ангела Меркель во время долгового кризиса еврозоны.

https://prosyn.org/L6UWD5Jru