merz1_Chris Emil Janßen - PoolGetty Images_biden eu Chris Emil Janßen - Pool/Getty Images

Европейскую безопасность нельзя найти в прошлом

БЕРЛИН – Короткая поездка в Германию вместо запланированного государственного визита. Четырехсторонняя встреча в ведомстве канцлера вместо конференции в Рамштайне, где планировалось скоординировать будущую помощь Украине с участием представителей примерно 50 стран, включая многих глав государств и правительств. Ураган «Милтон» во Флориде помешал президенту США Джо Байден следовать по запланированному маршруту, и в результате вся европейская политика сбилась с курса.

Никак иначе не описать события последних 14 дней. Хуже того, случившееся (а вернее не случившееся) в Германии демонстрирует плачевное состояние внешней политики Европы и её политики в сфере безопасности в этот критический момент.

Зачем надо было отменять конференцию в Рамштайне? Лишь потому, что на ней не мог присутствовать президент США? Европейцы были недостаточно сильны, чтобы провести конференцию без участия президента США или (при необходимости) с участием госсекретаря или министра обороны США?

Как показывает только что подписанный оборонный пакт между Германией и Великобританией, там, где есть воля, возможны действия. Но Европе нужны не просто узкие двусторонние соглашения, какими бы позитивными они ни были.

Причина предельно ясна: Украина отчаянно ждёт увеличения помощи. Приближается третья зима войны, развязанной президентом России Владимиром Путиным в феврале 2022 года, и ситуация в стране ухудшается с каждой неделей. Заявления, что Украина получит «всю необходимую ей помощь, и будет получать её столько, сколько потребуется», рутинно повторяются в большинстве европейских столиц (особенно правительством Германии) уже два с половиной года. Но эти заявления просто ложны, сколько бы раз их ни повторяли.

История помощи Украине – это история постоянных колебаний и нерешительности, затягивания и тактических манёвров. Когда уже ничто не помогает, призывается президент США, чтобы помочь выбраться из политического тупика.

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription
PS_Sales_Winter_1333x1000 AI

Winter Sale: Save 40% on a new PS subscription

At a time of escalating global turmoil, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided.

Subscribe to Digital or Digital Plus now to secure your discount.

Subscribe Now

Однако Байден потратил значительную часть года на предвыборную кампанию (до своего выхода из президентской гонки). И сейчас у него прощальное турне. Новый президент будет избран 5 ноября, и, если им станет человек по имени Дональд Трамп, европейцы не смогут также прятаться за ним. Отменённая конференция в Рамштайне давала Европе идеальный шанс, наконец-то, взять инициативу в свои руки.

Канцлер Германии Олаф Шольц должен был показать, что значит для всей Европы «поворотный момент» («Zeitenwende»), о котором он объявил после нападения России. Вместе с Францией и Великобританией он должен был сделать ясное заявление для Путина. Они могли бы вместе сказать: если вы не прекратите свою террористическую войну против гражданского населения Украины в течение 24 часов, будут отменены ограничения дальности для поставляемого Украине оружия.

И если этого недостаточно, можно было бы добавить, что Германия готова поставлять Украине крылатые ракеты «Taurus» для уничтожения маршрутов снабжения российской армии. Франция и Великобритания уже поставляют крылатые ракеты с достаточной дальностью, чтобы поражать линии снабжения российской армии и, судя по всему, готовы пойти дальше по этому пути.

Страх и отчаянные надежды выглядеть «канцлером мира» накануне федеральных выборов в Германии в следующем году – вот главные мотивы Шольца. Но, как говорил французский философ XVI века Мишель де Монтень, «трусость – мать жестокости». Президент Франции Эмманюэль Макрон, несомненно, читал Монтеня и знает об этом предостережении.

Вместо решительных действий в Рамштайне Шольц выпил кофейку с Байденом перед награждением президента США орденом особой степени «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Эта церемония награждения стала моментом, объединившим Великобританию, Францию, Германию и США лишь ностальгией, а не стремлением определиться с решительными действиями и чувством цели, которые сегодня нужны Европе.

Более того, эта церемония напомнила не что иное, как поведение правительства Германии в годы до падения Берлинской стены и воссоединения страны, до преодоления расколов в Европе, до войны в Украине. Старая Европы времён Холодной войны искала утешение в прошлом, искала уверенность в единоличном лидерстве США, определявшем ту эпоху. В те времена идея, что европейцы могут сами что-то решать, практически ни у кого не возникала. Например, никто ведь даже не подумал пригласить премьер-министра Польши Дональда Туска на встречу в Берлине?

Отлёт Байдена в Вашингтон после отменённой конференции в Рамштайне и небольшой встречи в ведомстве канцлера в Берлине может обрести в будущем почти символическое значение: последний президент-атлантист прощается с Европой. А европейцы, лишённые лидерства и без малейших представлений о будущем, прощально машут ему вслед, мечтательно вспоминая былые времена.

https://prosyn.org/ULr52yGru