harrington32_ED JONESAFP via Getty Images_trump fbi raid ED JONES/AFP via Getty Images

Шантаж как защита Трампа

АТЛАНТА – Дональд Трамп и его приспешники из Республиканской партии устроили “собачий завтрак” c объяснениями, отговорками, обвинениями и ложью о секретных документах, включая сверхсекретные файлы, которые федеральные агенты в этом месяце изъяли из подвала Трампа в Мар-а-Лаго. Но в конечном счете, лучшей защитой Трампа, если ему предъявят уголовное обвинение, будет шантаж.

Санкционированный генеральным прокурором Мерриком Гарландом беспрецедентный обыск в доме бывшего президента был проведен на основании ордера, одобренном федеральным судьей, который ссылался на возможные нарушения Закона о шпионаже и другие законодательные акты. В течение нескольких месяцев Министерство юстиции США пыталось сотрудничать с командой Трампа, чтобы собрать все документы, но натыкалось на ложь. Многочисленные юридические обоснования ордера предполагают, что Трампу грозит обвинение в создании угрозы национальной безопасности. Это станет дополнением к и без того длинному списку других потенциальных уголовных и гражданских обвинений, которые могут быть выдвинуты в результате различных расследований, проводимых в настоящее время на федеральном уровне, уровне штатов и на местном уровне.

Учитывая глубокое невежество Трампа в международных делах и его пренебрежительное отношение к агентствам национальной безопасности во время пребывания у власти, его попытка скрыть некоторые из их самых сверхсекретных документов вызывает у контрразведки очевидные вопросы о его намерениях. Это еще раз подтверждает, что у Трампа нет ничего, кроме пренебрежения к честности агентств, законам и правилам, которые их регулируют. И это является напоминанием о том, что если бы в 2024 году Трамп снова стал президентом, он бы представлял прямую угрозу национальной безопасности.

Вопреки утверждениям Трампа, украденные документы не являются его собственностью. В 1978 году Конгресс принял Закон о президентских записях, усилив и расширив пост-Уотергейтский закон 1974 года, который предоставил Национальному архиву – а не уходящему президенту – единоличное владение и хранение всех документов Белого дома. Столь же ложно утверждение Трампа о том, что он рассекретил сверхсекретные документы, найденные в 11 коробках, которые изъяло ФБР. Он не представил никаких записей о таких действиях, и даже если бы он это сделал, это не имело бы никакого значения: несанкционированное изъятие документов Белого дома – засекреченных или нет – является незаконным, и бывшие президенты не имеют права что-либо рассекречивать.

В прошлом, должностные лица Белого дома или кабинета министров, пренебрегавшие правилами национальной безопасности, заплатили за это высокую цену. В 1996 году, после того как Джон М. Дойч ушел с поста директора ЦРУ, официальные лица обнаружили, что он регулярно хранил строго засекреченные разведывательные данные на незащищенном персональном компьютере, который также предположительно использовался для просмотра порносайтов в Интернете. Дойч лишился допуска к секретным данным и в конце концов согласился признать себя виновным в неправильном обращении с секретной информацией (хотя Президент Билл Клинтон помиловал его до того, как федеральные прокуроры смогли возбудить дело).

В 2005 году Сэнди Бергер, бывший советник Клинтона по национальной безопасности, заплатил штраф в размере 50 000 долларов и лишился допуска к секретной информации на три года после того, как признал себя виновным в изъятии секретных документов из Национального архива. А в 2015 году Дэвид Петреус, еще один бывший директор ЦРУ, признал себя виновным в проступке за вопиющие нарушения безопасности (таким образом избежав обвинения в уголовном преступлении). Ему пришлось раскошелиться на 40 000 долларов и отсидеть два года условно за то, что он позволил своему биографу, ставшей его любовницей, увидеть записные книжки, содержащие секреты, которые в случае утечки нанесли бы “исключительно серьезный ущерб”.

PS_Sales_BacktoSchool_1333x1000_Promo

Don’t go back to school without Project Syndicate! For a limited time, we’re offering PS Digital subscriptions for just $50.

Access every new PS commentary, our suite of subscriber-exclusive content, and the full PS archive.

Subscribe Now

Но дело Петреуса свидетельствует о сложностях, с которыми сталкиваются федеральные прокуроры, и о рисках, связанных с обвинением Трампа в неправильном обращении с секретной информацией. Министерство юстиции предложило Петреусу сделку о признании вины, поскольку опасалось информации, которая могла бы всплыть в открытом суде (включая имена тайных агентов, секретные операции и секретные связи с иностранными спецслужбами). Высокие штрафы или нет, но сниженные штрафы для Петреуса и Бергера показывают, на что готовы пойти прокуроры, чтобы избежать таких рисков. (Более мягкие наказания также указывают на двойные стандарты для старших должностных лиц по отношению к рядовым служащим, которых за аналогичные правонарушения, как правило, приговаривают к тюремному заключению).

Это очевидно, что Трамп будет разыгрывать те же карты, чтобы избежать судебного разбирательства или осуждения по уголовному делу. Его история беспорядочного, безрассудного поведения говорит сама за себя. От бессмысленного раскрытия секретной антитеррористической операции российскому министру иностранных дел до размещения в Твиттере засекреченных спутниковых снимков – его президентство определяло безответственность. У Президента Джо Байдена не было иного выбора, кроме как два года назад запретить Трампу получать брифинги по разведке. Хотя ни одному другому бывшему президенту не было отказано в этой любезности, и ни один из прошлых президентов не представлял такой явной и реальной опасности для интересов США (и если уж на то пошло, ни один из них не пытался устроить государственный переворот).

Каким образом Трамп планировал использовать секретные документы, остается главным вопросом, который следователи, по-видимому, сделали высокоприоритетным. В зависимости от ответа и выдвинутых в результате обвинений, если таковые имеются, можно быть уверенным в одном: Трамп будет играть жестко, в том числе настаивая на своих заявлениях о том, что он стал жертвой со стороны вымышленного Глубинного государства, и отрицая какие-либо правонарушения при краже документов. Однако его ложь и преувеличения не исключают попытки заключить сделку о признании вины. В своих предыдущих спорах с законом, таких как афера с Университетом Трампа, он согласился выплатить компенсацию жертвам (по этому делу 25 миллионов долларов) после того, как его увиливания себя исчерпали.

Учитывая прошлое поведение Трампа и его амбиции на 2024 год, открытия ФБР в Мар-а-Лаго должны обеспокоить всех американцев и союзников США. Как минимум, они еще раз подтверждают вопиющее пренебрежение Трампа к национальной безопасности США. Для представителей национальной безопасности и разведки, которые в течение четырех лет боролись с нестабильностью и авторитарными амбициями Трампа, создание второй администрации станет огромным вызовом, не в последнюю очередь “испытанием на прочность” данной ими клятвы о соблюдении Конституции и уважении закона.

https://prosyn.org/G9qd4W7ru