tooze2_Uriel Sinai_Getty Images Uriel Sinai/Getty Images

Перелом 2008 года

НЬЮ-ЙОРК – На этой неделе, ровно десять лет назад, российские танки после многочасового марш-броска остановились невдалеке от Тбилиси, столицы Грузии. Эта короткая война на Кавказе знаменовала собой окончание длившейся почти два десятилетия западной гегемонии в Европе после Холодной войны. Подбадриваемая администрацией президента США Джорджа Буша-младшего, Грузия инициировала переговоры о вступлении в НАТО, что вынудило президента России Владимира Путина защитить ту красную черту, которую он провёл годом ранее. Россия, как заявил Путин на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года, будет считать любое дальнейшее расширение на восток западных институтов актом агрессии.

В августе 2008 года европейские дипломаты старались остановить боевые действия. Но уже через несколько недель всё мировое внимание захватил начинавшийся мировой финансовый кризис. В Вашингтоне, Лондоне, Париже, Берлине и Москве наиболее насущной проблемой стало предотвращение банкротства банков, а не военная эскалация. На первый взгляд Грузинская война и мировой финансовый кризис выглядят никак не связанными событиями. Однако не стоит игнорировать глубинные факторы, вызвавшие эту конфронтацию.

Поглощение посткоммунистической Европы Западом не ограничивалось просто бархатными революциями. Вступившие в НАТО и ЕС посткоммунистические страны, которые Дональд Рамсфельд, министр обороны в администрации Буша, называл «Новой Европой», зависели от сотен миллиардов долларов в виде инвестиций. Кредиты предоставляли те же самые европейские банки, которые помогали создавать бум на рынке недвижимости в США и накачивать ещё более крупные пузыри на рынке жилья в Великобритании, Ирландии и Испании. В период 2005-2007 годов наиболее экстремальная инфляция на рынке недвижимости в мире наблюдалась на восточном рубеже НАТО – в странах Прибалтики.

https://prosyn.org/sOsazOTru