fengler1_Alina SmutkoSuspilne UkraineJSC UAPBCGlobal Images Ukraine via Getty Images_ukrainereconstruction Alina Smutko/Suspilne Ukraine/JSC UAP/BCGlobal Images Ukraine via Getty Images

Как отслеживать средства на восстановление Украины

ВАШИНГТОН – Можно с уверенностью сказать, что восстановление Украины станет самым значимым и дорогим проектом в Европе со времён плана Маршалла, реализованного после Второй мировой войны. Согласно оценкам Всемирного банка, на восстановление страны потребуются почти $500 млрд в течение ближайшего десятилетия. На фоне этой суммы меркнут издержки наиболее разрушительных природных катастроф последних лет, включая цунами 2004 года в индонезийской провинции Ачех и землетрясение 2023 года в Турции и Сирии.

Кроме того, в отличие от природных катастроф, продолжающаяся война в Украине нанесла серьёзный урон финансам страны, которая нуждается в огромной военной и экономической помощи. Напомним, что в 2022-2023 годах Украина опиралась на $74 млрд бюджетной помощи, полученной от международных партнеров на поддержание функционирования государства. Нетрудно предположить, что почти все средства на восстановление поступят от иностранных финансовых доноров.

Для управления столь дорогим и сложным проектом, как послевоенное восстановление Украины, потребуется всесторонний, системно-ориентированный подход. В частности, нужно будет использовать цифровые инструменты для упрощения процессов, повышения прозрачности и обеспечения ответственности.

С этой целью украинское правительство уже создало «Цифровую экосистему для подотчётного управления восстановлением» (сокращённо DREAM), а коалиция неправительственных организаций представила «Большой портал восстановления» (сокращённо BRP) для сбора, организации и публикации открытых данных о проектах восстановления на всех этапах. Это помогает создать среду, в которой граждане и организации смогут активно участвовать в процессе надзора за расходованием средств.

Подобные системы являются шагом в правильном направлении. Но в этой работе полезно учитывать опыт крупных программ восстановления, реализованных в последнее время. В частности, опыт восстановления провинции Ачех после цунами 2004 года в Индийском океане (проект под руководством правительства Индонезии и при поддержке Всемирного банка) позволяет сделать важные выводы о том, как нужно эффективно пользоваться цифровыми инструментами.

Во-первых, важно помнить, что даже при наличии новейших технологий отслеживать деньги должны люди. Сбор и анализ данных остаётся трудоёмкой работой, поскольку автоматизированные информационные системы неизбежно совершают ошибки, которые могут обнаружить только люди. На ранних этапах восстановления в Ачехе данные о проектах восстановления не всегда консолидировались или анализировались, что приводило к их двойному учёту. Кроме того, люди, вводившие данные, оказались перегружены работой из-за высокого уровня детализации, требовавшегося для отслеживания результатов, и поэтому даже легкодоступная финансовая информация изначально была недоступна.

Secure your copy of PS Quarterly: Age of Extremes
PS_Quarterly_Q2-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: Age of Extremes

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: Age of Extremes, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Во-вторых, чрезмерное планирование привело к задержке реализации многих проектов восстановления. Вместо разработки генерального плана, подобного плану Индонезии для восстановления Ачеха, Украине следует определить ряд ключевых принципов, например, минимальные требования к проектированию и строительству зданий, что позволит сосредоточиться на скорости. Некоторые проекты, например, строительство временного жилья, будут по определению иметь временный характер. Соответственно, платформы, подобные DREAM и BRP, должны фиксировать данные о восстановлении в реальном времени, чтобы сделать возможным их постоянный анализ, а при необходимости – коррекцию курса.

В-третьих, Украина должна отслеживать обещание и выделение финансовых ресурсов по отдельности. Кильский институт мировой экономики уже составляет списки для количественной оценкой помощи, которую правительства стран мира пообещали Украине. Однако не менее важно вести мониторинг реального выделения этих средств, потому что он лучше отражает реальную деятельность на местах. Это может быть сложной задачей, поскольку финансирование нередко поступает через множество каналов и регистрируется на разных стадиях, прежде чем оно достигает получателей. Требуется очень внимательное отслеживание этих средств, что не допустить их двойного и тройного учёта. В Ачехе, чтобы избежать этой проблемы, «Методология аналитического отслеживания расходов на восстановление» была ориентирована на отслеживание конкретных проектов на уровне выполняющих их ведомств. В Украине то же самое должна делать система DREAM.

Кроме того, помощь должна распределяться справедливым образом. После цунами государственный мониторинг в Ачехе показывал, что большинство средств на восстановление изначально направлялись на проекты в сфере здравоохранения и образования, а не на критически важную инфраструктуру, потому что такими были приоритеты финансовых доноров. Чтобы предотвратить это, система DREAM должна разделять виды финансирования, что позволит ей исключить чрезвычайную помощь и сосредоточить внимание на инвестициях, направляемых на замену повреждённых или уничтоженных объектов, в том числе школ, мостов и дорог. Такой подход, вкупе со стратегией, учитывающей нужды всех отраслей и регионов, позволит подчеркнуть практические аспекты использования средств (в частности, куда поступает помощь) и поможет восстановлению критически важной инфраструктуры.

Впрочем, эффективное оказание помощи зависит от местного потенциала не меньше, чем от потоков финансирования. Именно поэтому тщательная и реалистичная оценка имеющихся потребностей является важной частью восстановительной работы, поскольку такая оценка позволяет лучше согласовать нужды с имеющимися ресурсами. В Ачехе стоимость восстановления изначально оценивалась в $6,2 млрд (с учётом инфляции). Но хотя общая сумма финансовых ресурсов, направленных на восстановление, превысила $7 млрд, недостатки при их распределении в таких секторах, как энергетика, продовольствие, ирригация, охрана окружающей среды, привели к замедлению восстановления для уровней, наблюдавшихся до цунами.

Наконец, хотя в восстановлении Украины участвует широкий круг финансовых доноров и агентств, реализующих проекты, критически важен стратегический менеджмент у важнейших участников этой работы, то есть у тех учреждений и организаций, на долю которых приходится примерно 85% общего портфеля помощи. Благодаря этому, основная часть инвестиций будет использована максимально эффективным образом и соответствовать высочайшим стандартам прозрачности и подотчётности. Достижению этой цели помогло бы учреждение центрального координирующего органа и системы управления данными. Кроме того, такой шаг будет способствовать формированию единых подходов к восстановлению страны: крупнейшие финансовые доноры смогут согласовать свои действия с целями правительства и между собой.

Во время восстановления Ачеха команда Всемирного банка тесно сотрудничала с десятью крупнейшими финансовыми донорами и тщательно анализировала государственный бюджет восстановления, что повышало общую координацию работы. Впрочем, это не означает, что лишь крупнейшие проекты важны для стратегического планирования и распределения ресурсов. Наоборот, для выработки всеобъемлющей стратегии следует внимательно отслеживать проекты всех размеров.

Потребности украинского восстановления будут колоссальными. В связи с этим, а также учитывая тот факт, что украинское население очень сильно пострадало от агрессивной войны России, международное сообщество обязано извлечь правильные уроки из недавних катастроф, для того чтобы помочь этой стране восстановиться быстро и по высшим стандартам. Украина готовится к реализации десятков тысяч проектов восстановления критически важной инфраструктуры, и для этого ей понадобятся правильные цифровые инструменты и люди для отслеживания достигнутого прогресса.

https://prosyn.org/qa4hTxAru