bremmer35_getty images_ai governance Getty Images

Искусственный интеллект и светлые перспективы глобального управления

НЬЮ-ЙОРК – Система многосторонних отношений (мультилатерализм) переживает трудные времена, и это особенно касается ООН. Совет Безопасности ООН не смог остановить российское вторжение в Украину, не удаётся достичь перемирия в секторе Газа и Ливане, а многочисленные саммиты COP не способны подстегнуть к конкретным действиям для достижения глобальных климатических целей. Выполнение программы ООН «Цели устойчивого развития» не просто отстаёт от графика, но и во многих случаях прогресс сменяется регрессом. Основополагающее стремление ООН к миру, безопасности и сотрудничеству выглядит чуждым, когда свирепствуют многочисленные войны, усиливается протекционизм, а мир раскалывается на враждебные блоки.

Но несмотря на эту геополитическую рецессию, глобальное сотрудничество ещё возможно. Первый «Саммит будущего», проведённый Генеральной ассамблеей ООН 22-23 сентября, стал тестом на способность этой организации взяться за решение одного из главных транснациональных вопросов в мире – искусственный интеллект (сокращённо ИИ). Вы можете удивиться, но ООН прошла этот тест.

Без преувеличения можно сказать, что ИИ спровоцировал один из самых быстрых и решительных политических ответов в новейшей истории. Не прошло и года, как генсекретарь ООН Антониу Гутерриш пригласил представителей правительств, частного сектора и гражданского общества, чтобы они порекомендовали, как мир может управлять ИИ на благо человечеству. Он понимал, что предпринимавшиеся в мире попытки заняться управлением ИИ могут ни к чему не привести – так же, как это было вначале с борьбой с изменением климата. Существовавшие инициативы были слишком фрагментированы, и они в основном исключали Глобальный Юг: 118 стран не участвовали ни в одном из проектов управления ИИ.

Совместно мы работали докладчиками для Консультативного органа высокого уровня по вопросам ИИ, учреждённого генсекретарём ООН с целью заняться решением этой важной задачи. Отражая многообразие мира, в состав этого органа из 39 членов вошли представители всех континентов – представители правительств, научно-образовательных учреждений, гражданского общества и технологической отрасли.

Это была первая по-настоящему глобальная попытка управления ИИ, и мы рады, что некоторые из наших рекомендаций были включены в «Глобальный цифровой договор» – всесторонние рамки регулирования, одобренные в сентябре странами-членами ООН. Для достижения этого нового соглашения потребовалось преодолеть очень реальные разногласия, разделявшие США, Китай, Европу и Глобальный Юг, а также правительства и частный сектор (особенно технокомпании).

Например, одна из наших рекомендаций (которая была в принципе одобрена для реализации) – создать Международную научную группу по вопросам ИИ. Мы исходили из того, что для управления чем-то столь сложным, как ИИ, нам требуется единое понимание этой технологии, а также её потенциальных рисков и последствий для разных стран и культур.

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99
BF2024-Onsite-1333x1000

BLACK FRIDAY SALE: Subscribe for as little as $34.99

Subscribe now to gain access to insights and analyses from the world’s leading thinkers – starting at just $34.99 for your first year.

Subscribe Now

Этот урок мы усвоили на горьком опыте изменения климата. Сегодня многие спорят о том, как бороться с климатическим кризисом, но уже нет серьёзных дискуссий о том, нужно ли с ним бороться; доказательства, представленные Межправительственной группой экспертов по изменению климата, неопровержимы. Аналогичная межправительственная группа экспертов по ИИ могла бы заняться трудной, но фундаментальной работой по анализу событий в сфере ИИ-технологий, обеспечивая власти независимыми, фактическими данными, которые помогут вести информированные дискуссии, ставить цели и принимать решения.

Впрочем, наибольший энтузиазм у нас вызывает перспектива, что мы можем добиться, чтобы ИИ приносил пользу каждому. В отличие от борьбы с изменением климата, где наблюдаются политические игры с нулевой суммой и серьёзные близорукие компромиссы между снижением выбросов парниковых газов, содействием росту экономики и обеспечением равенства (на фоне активного сопротивления влиятельных лоббистов постуглеродному переходу), ИИ – это редкий транснациональный вопрос с решениями, имеющими положительную сумму. Если ИИ будет безопасно распространяться при соблюдении международного права и базовых свобод, он не станет экзистенциальной угрозой для правительств и компаний. Наоборот, он станет катализатором взаимовыгодных возможностей.

Имеется не только огромный спрос на ИИ-технологии, но и восторженный энтузиазм по поводу их потенциальной способности помочь нам в достижении самых разных целей, в том числе целей устойчивого развития. От здравоохранения и образования до экономического роста и борьбы с изменением климата – ИИ может стать революционной технологией. Однако без инфраструктуры и механизмов надзора за его революционным ростом он может усилить глобальное неравенство, при этом беднейшие и наиболее уязвимые группы населения вновь будут оставлены позади. Мы решительно настроены не допустить этого.

И поэтому, помимо формирования общей базы знаний, мы предлагаем инициативы, расширяющие доступ всех стран и сообществ к ИИ. Чтобы никого не миновала ИИ-революция, ООН и её партнеры могут помочь устранить дефицит ресурсов и инфраструктуры, будь это талантливые кадры, стандарты, данные или финансирование.

Да, некоторые ставят под сомнение роль ООН в управлении ИИ, и действительно управление должно также осуществляться на национальном уровне. А компании, разрабатывающие ИИ-модели, одновременно создают стандарты. Но, как и ранее в случае с Интернетом, потенциал (и безопасность) ИИ делает его глобальным общественным благом. ООН – это единственная организация, которая является действительно глобальной и обладает легитимностью для созыва правительств стран мира и ИИ-стейкхолдеров, а также способна быть гарантом достигнутых соглашений. Работа начинается с объединения позиций стран мира – не принуждать к регулированию, а согласовывать взгляды на характер и масштабы возникающих возможностей и проблем. С правильным видением, инструментами и политическим лидерством мы сможем направить ресурсы на то, чтобы ИИ оправдал возлагаемые на него надежды.

Изменение климата, здравоохранение, ядерное распространение – мир обращается к ООН для решения самых сложных проблем. Вооруженные конфликты, гуманитарные катастрофы, экологические кризисы и экономические трудности показывают, как часто международное сообщество не способно дать ответ на мировые вызовы. Но в том, что касается наших отношений с самой революционной и потенциально самой разрушительной технологией в истории, «Глобальный цифровой договор» продемонстрировал, что у мультилатерализма ещё есть шансы в геополитически фрагментированном мире.

https://prosyn.org/MHFHS3nru