jarobinson7_Joe RaedleGetty Images_trump cpac rally Joe Raedle/Getty Images

Почему трампианский популизм потерпел неудачу

ЧИКАГО – Хотя любому, кто смотрел этот спектакль, может показаться невероятным, но недавняя вторая попытка импичмента бывшему Президенту США Дональду Трампу в Сенате показала, что американская демократия все еще сильна. Четыре года Трамповского напыщенного и вопиющего издевательства над нормами и процедурами подорвали уверенность в устойчивости политической системы США. Но процедура импичмента, кажется подтвердила стойкость демократических институтов страны.

Администрация Трампа потрясла Америку своим активным неприятием этих институтов, кульминацией чего стало вторжение 6 января в Капитолий США, вызванное мобом Трампа. Создается впечатление, что при Президенте Джо Байдене, эта ​​прочная основа будет восстановлена.

Фактически, демократия в США все еще уязвима, не в последнюю очередь из-за недостаточной приверженности многих американцев демократическим институтам. Пока, во время своего мандата, Трамп трудился над деинституционализацией Америки и своим обогащением, Республиканская партия либо сидела сложа руки, либо в некоторых случаях аплодировала, прокладывая тем самым путь к мятежу. Многие американцы и значительная часть политической элиты были заинтересованы в свержении демократии в США – впечатление, которое подкрепили все республиканцы Сената, кроме семи, когда они проголосовали за оправдание Трампа в феврале.

Безусловно, даже если суд над Трампом в Сенате не набрал двух третей голосов, необходимых для обвинения его в подстрекательстве к восстанию 6 января, его попытки отменить президентские выборы 2020 года провалилась. Победу одержали американские политические институты. Демократия восторжествовала. Трамп не мыслил стратегически и не планировал трансформировать свои автократические тенденции в новые авторитарные институты.

Однако пугает то, что более серьезный и честолюбивый подражатель автократии мог бы добиться успеха там, где Трамп потерпел поражение. Несложно понять, как это можно сделать.

Успешным автократам необходимо обладать чем-то, что выглядит как всеобъемлющий политический проект. В конце концов, Трамповская “Америка прежде всего” была лишь позерством, потому что он не смог бы реально улучшить жизнь своих избирателей. Все успешные автократы – такие как бывший Президент Венесуэлы Уго Чавес, послевоенный Президент Аргентины Хуан Перон или нынешний Президент Уганды Йовери Мусевени – так или иначе “делают все, чтобы оправдать ожидания” своих основных избирателей.

Subscribe to PS Digital
PS_Digital_1333x1000_Intro-Offer1

Subscribe to PS Digital

Access every new PS commentary, our entire On Point suite of subscriber-exclusive content – including Longer Reads, Insider Interviews, Big Picture/Big Question, and Say More – and the full PS archive.

Subscribe Now

Трамп это сделал, но только для богатых, посредством снижения налогов и изменения норм. Его символические жесты недолговечны, а его лозунгу “Сделать Америку снова великой” суждено быть погребенным на дне чулана у миллионов американцев.

Республиканцам следовало бы над этим задуматься. Вместо этого, большая часть партии, как в Конгрессе, так и на уровне штатов и на местном уровне, по-прежнему цепляется за ложный нарратив фальсификации выборов и поддержку повстанцев или выдвигает идею о том, что штурм Капитолия был устроен для того, чтобы подорвать доверие к Трампу.

Это вызывает глубокую озабоченность. Перон смог править так же, как он это делал и после Второй мировой войны, поскольку за предыдущие 15 лет, усиление президентского вмешательства в Верховный суд Аргентины и политические институты развалили эти органы. Большинство американцев не хотят идти по этому пути, даже если это делают многие из избранных ими политических лидеров.

К счастью, политическая система США обладает многочисленными источниками устойчивости. Одним из них является честность и неподкупность местных и государственных чиновников, таких как те, кто, несмотря на угрозы со стороны сторонников Трампа, засвидетельствовали результаты президентских выборов в Мичигане в ноябре прошлого года, а также губернатора-республиканца Джорджии и организаторов выборов, которые противостояли угрозам со стороны самого Трампа. Другим источником является судебная система, где даже судьи, назначенные Трампом, отказываются доверять безосновательным утверждениям о фальсификации результатов выборов, распространяемым президентом и его союзниками. Эти чиновники сделали свое дело и поверили в систему.

Но Ахиллесовой пятой популистского призыва Трампа был его крайний антистатизм. Он ненавидел правительство и не мог смириться с усилением его потенциала. В качестве доказательства, достаточно взглянуть на бесчисленное множество должностей в федеральном правительстве, которые оставались незаполненными на протяжении его четырехлетнего срока, не говоря уже о катастрофической реакции его администрации на COVID-19, завершившейся провальной программой вакцинации.

Успешные популистские лидеры, напротив, используют власть государства по своему усмотрению, для создания рабочих мест для своих сторонников и обеспечению их товарами и услугами. Для Трампа это стало анафемой, и он заплатил за это ценой выборов. Многие американцы сталкиваются с настоящими проблемами, и Байден – к счастью – не скован антипатией к использованию государственной власти для изменения их жизни к лучшему.

Выживание демократии требует, чтобы как государство, так и общество были сильными и уравновешивали друг друга. Поддержание этого равновесия требует постоянных усилий. В конечном итоге, это наращивает потенциал государства предоставлять гражданам, то чего они хотят и стимулирует большую социальную мобилизацию для мониторинга этого потенциала.

Это коридор, в котором Трамп не смог функционировать. Кроме того, есть надежда, что это место, где все те, кто стремится разрушить демократию, в конечном итоге потерпят неудачу.

https://prosyn.org/ZlvhqeHru