gerges11_MOHAMMED ABEDAFP via Getty Images_gaza MOHAMMED ABED/AFP via Getty Images

Почему «остальной мир» отвергает Запад

ЛОНДОН – Война в Газе продолжается уже четвёртый месяц. Жестокость военной кампании Израиля, а также её непоколебимая поддержка правительствами стран Запада потрясает многих на Ближнем Востоке и в целом на Глобальном Юге. В их глазах это в такой же степени война президента США Джо Байдена, как и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Сохраняющееся безразличие к масштабам разрушений подтверждает, что западные лидеры явно низко ценят жизнь арабов.

Для тех, кто жил во времена Холодной войны и видел, как именно западные державы вели дела с постколониальными государствами и их народами, последние события выглядят вполне знакомо. В новой книге «Что действительно пошло не так: Запад и провал демократии на Ближнем Востоке» я объясняю, что США и другие страны Запада (в первую очередь Великобритания) почти сто лет проводили интервенционистскую, милитаристскую и антидемократическую внешнюю политику, которая в целом игнорирует интересы народов Ближнего Востока. Западные решения исторически мотивировались лишь желанием дать отпор коммунизму и обеспечить господство либерального капитализма.

Стремясь к этим двумя целям, США предлагали лидерам Ближнего Востока выбор «или-или»: либо присоединиться к региональным оборонным альянсам Запада и открыть свою экономику для глобального капитала, либо считаться врагом. Ради поддержания стабильности и обеспечения бесперебойного потока дешёвой нефти западные державы заключали дьявольские сделки с авторитарными правителями Ближнего Востока и активно содействовали гибели зарождавшихся демократических движений.

Например, в начале 1950-х годов, когда либеральный демократ Мохаммед Моссадык стал премьер-министром Ирана и национализировал нефть страны, ЦРУ и МИ6 организовали переворот и заменили его на шаха. Эта корыстная интервенция остановила демократическое развитие Ирана и создала условия для Исламской революции 1979 года, положившей начало теократическому режиму, который правит страной до сих пор.

Тогда же в 1950-е годы Гамаль Абдель Насер, харизматичный лидер, позитивно настроенный в отношении США, стал президентом Египта и решил, что присоединение страны к оборонному пакту под руководством Запада не будет отвечать её интересам. Стараясь его унизить и добиться его отставки, Америка и Британия прекратили поддержку проекта строительства огромной Асуанской плотины на реке Нил. Результатом стал Суэцкий кризис 1956 года, который едва не привёл к мировой войне. В итоге самый популярный лидер самого густонаселённого арабского государства превратился в заклятого врага Запада.

Хотя руководимый Америкой Запад, несомненно, проводил политику жёсткой руки и в других регионах мира, на Ближнем Востоке западные официальные лица оправдывали свою неоимпериалистическую миссию утверждениями, будто сочетание ислама и арабской культуры несовместимо с демократией. Из этого следовал вывод, что брутальные тираны необходимы для поддержания стабильности, которую так ценит Запад.

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
PS_Sales_Holiday2024_1333x1000

HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week

At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.

Subscribe Now

Авторитарные лидеры сделали однозначный вывод: репрессии и нарушения прав человека будут игнорироваться до тех пор, пока выполняются приказы Америки. Для народов региона вывод был столь же однозначен: их жизнь и права мало что значат в расчётах Запада, несмотря на все его возвышенные рассуждения о демократии и верховенстве закона. Это было исчерпывающе доказано вторжением и длившейся десятилетиями оккупацией Афганистана и Ирака

Барак Обама оказался первым президентом США, намекнувшим на возможность иного подхода. Выступая в 2014 году в американской Военной академии в Вест-пойнте, он осудил постоянные военные действия Америки и её склонность сначала стрелять, а потом уже спрашивать. По его словам, наиболее дорогостоящие ошибки Америки в этом регионе объясняются не сдержанностью, а «поспешным желанием начинать военные авантюры без раздумий об их последствиях, без формирования международной поддержки и обоснования легитимности... действий, без честности с американским народом по поводу требуемых жертв».

К сожалению, Байден, принадлежащий к поколению американских руководителей времён Холодной войны, не разделяет эти трезвые взгляды Обамы. До октября прошлого года Байден уделял мало времени и внимания израильско-палестинскому конфликту. Он с готовностью смирился с невыносимым статус-кво вечных страданий палестинцев, а вместо этого сосредоточил силы на попытках расширить серию «Соглашений Авраама». Эти соглашения, заключённые при посредничестве администрации Трампа, были призваны нормализовать отношения Израиля с авторитарными арабскими лидерами в обмен на помощь и защиту в сфере безопасности, что позволяло покончить с приверженностью региона идее палестинской государственности.

После брутальной атаки ХАМАС 7 октября (она продемонстрировала всю глупость подходов Байдена и Нетаньяху) не было установлено никаких ограничений и не было попыток задуматься о последствиях нынешней войны. Вместо этого Байден и его европейские союзники полностью поддержали полномасштабное нападение Израиля на Газу. Даже когда количество погибших гражданских лиц стало расти беспрецедентными темпами, когда с каждым днём обострялся гуманитарный кризис, когда правительства многих стран мира начали призывать к прекращению огня, Байден не демонстрировал никакого желания вмешаться с целью прекратить эту кровавую бойню.

Стычки на израильско-ливанской границе и направляемые США авиаудары по позициям хуситов в Йемене, а также по поддерживаемым Ираном вооружённым формированиям в Ираке означают, что этот конфликт, возможно, ожидает дальнейшая эскалация. В очередной раз Америка и Британия постепенно втягиваются в этот регион, хотя на этот раз с широко открытыми глазами. Байден заявлял, что его политика будет отличаться от политики Трампа, но в случае с Ближним Востоком между ними нет особой разницы. На Ближнем Востоке и во многих странах Глобального Юга Байдена запомнят как очередного американского президента, который обесценил жизнь арабов, проповедуя демократию и одновременно поддерживая репрессии и насилие.

Вскоре Байден может пожалеть о своей безусловной поддержке Нетаньяху, которую он ему оказывал в последние месяцы. Нетаньяху – эксперт по манипулированию американским политическим процессом. Недавно он осудил поддержку Байденом идеи создания палестинского государства и заявил, что Израиль должен контролировать безопасность «на всей территории к западу от реки Иордан». Эти заявления были приурочены к началу президентской избирательной кампании в США, в которой предпочтительным кандидатом для Нетаньяху является Трамп.

Даже если Байден в итоге сумеет остаться на второй срок, трагическая ирония заключается в том, что никогда в своей новейшей истории Ближний Восток не был таким нестабильным, как сегодня. Стратегия Запада оказалась колоссальным провалом, и это наследие ещё очень долгое время будет обременять наш мир.

https://prosyn.org/emdvS1Iru