НЬЮ-ДЕЛИ – В Индии, где зарегистрированы 968 млн избирателей, сейчас проходят выборы – это самый крупный в мире пример реализации демократических прав. Ожидается, что победу одержит правящая партия «Бхаратия джаната парти» (Индийская народная партия, сокращённо БДП) под руководством премьер-министра Нарендры Моди; это крупнейшая политическая партия в мире.
БДП стала доминировать в избирательном ландшафте Индии по нескольким причинам: она сосредоточила своё внимание на укреплении организационной силы, на применении принципа меритократии в своих рядах, а также на расширении избирательной базы и на компетентном предоставлении льгот и пособий бедноте.
Партия БДП, которая в социальных вопросах является консервативной, а в экономических – центристской, была официально учреждена в 1980 году. Впрочем, её корни связаны с партией «Бхаратия джана сангх» («Индийский народный союз»), которая появилась ещё в 1950-х годах, предложив в качестве альтернативы доминировавшему тогда социалистическому менталитету индуистский национализм и невмешательство государства в экономику («laissez-faire»). Если суммировать, партия БДП находилась у власти примерно 19 лет из тех 77-ми, которые прошли с момента обретения Индией независимости: три года, начиная с 1977-го; 13 дней в 1996 году; один год в 1998 году; пять лет, начиная с 1999 года; плюс десять лет, начиная с 2014 года. В результате эта партия сохранила в себе ДНК оппозиционера, хотя на парламентских выборах 2019 она получила в Лок Сабхе 292 места из 543, в то время как Индийский национальный конгресс (ИНК, вторая крупнейшая партия страны) получил лишь 51 место.
Попав в парламент впервые в конце 1960-х годов, партия БДП уже в конце 1970-х сформировала первое в истории страны правительство, не связанное с партией ИНК. Это произошло после того, как Индира Ганди приостановила действие гражданских свобод. В конце 1980-х на фоне широких социальных перемен стали набирать популярность региональные, кастовые партии. В то время как партия ИНК поставила под угрозу свои позиции, потому что неоднократно принимала непоследовательные политические решения, религиозные идеи партии БДП помогли ей объединить индуистское общество, что привело к появлению первого в истории страны правительства, сумевшего продержаться полный срок до очередных выборов, и при этом не связанного с ИНК.
Аналогичную ситуацию можно было наблюдать и в минувшем десятилетии. В 2014 году возник некий вакуум из-за самоуспокоенности в партии ИНК и проблем с выбором преемников в региональных партиях. Это позволило БДП стать первой с 1984 года партией, которая получила явное большинство в Лок Сабхе. А в дальнейшем она постепенно начала превращаться в политического гегемона.
В стране, в которой господствуют политические династии, партия БДП выделяется своей приверженностью меритократии. На парламентских выборах нынешнего года эта партия заменила примерно четверть своих депутатов на новых кандидатов, демонстрируя детальное понимание электоральной динамики и способность принимать жёсткие решения. Регулярное обновление кадров держит всех в напряжении и защищает партию от захвата некой узкой группой лиц.
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Около 30 лет назад партию БДП поддерживали в основном индуисты, которые принадлежали к верхним слоям среднего класса, жили в городах и обладали привилегиями, однако за прошедшее время партия расширила свою политическую базу. На выборах 2019 года она получила 37,6% голосов сельских избирателей, 32,9% голосов полусельских избирателей, 36% голосов избирателей с низкими доходами и 33-48% голосов представителей различных низших каст. Эти результаты объясняются низовой работой, которую проводит идеологический прародитель этой партии – организация «Раштрия сваямсевак сангх» («Союз добровольных слуг родины»). Она была основана в 1925 году для продвижения концепции Индии как «индуистской нации», в её состав входит добровольческое военизированное крыло, и она занимается низовой экономической помощью и социальной работой.
Впрочем, несмотря на откровенную индуистско-националистическую программу и травлю мусульманского населения, БДП сумела нарастить свою долю голосов среди религиозных меньшинств. Если в 2009 году за неё проголосовали лишь 4% мусульман, то в 2014 году эта цифра выросла до 9%, а в 2019-м – до 19%, при этом 30% голосов мусульман получил Индийский национальный конгресс, а остальные голоса достались фрагментированным региональным партиям.
Индийская программа прямых льгот и пособий является на сегодня наиболее осязаемым фактором массовой привлекательности БДП. В 2023 году правительство распределило $60 млрд среди более чем 900 млн бенефициаров социальных программ. Для этого было совершено 4,9 млрд транзакций в рамках 315 правительственных программ с участием 54 ведомств. Это поразительные изменения в сравнении с ситуацией сорокалетней давности, когда премьер-министр Раджив Ганди жаловался, что лишь 15% расходов индийского правительства на социальные программы доходят до целевых получателей.
Мало кто из комментаторов понимает важность сознательных усилий руководства БДП по получению информации о событиях на местах. В 2014 году партия утвердила программу «Сахьог», в соответствии с которой министры регулярно лично принимают посетителей в партийной штаб-квартире, что позволяет общаться с ними напрямую. Ежедневно в этих встречах принимает участие около 200 человек, что позволяет министрам иметь обратную связь с населением и устранять искажения, возникающие в многоуровневых организациях.
Кроме того, БДП предлагает сильные вдохновляющие идеи. Правительство Моди культивирует дух широких возможностей, осуществляя масштабные инвестиции в инфраструктуру (включая строительство 75 новых аэропортов за последние 10 лет); проведя в прошлом году саммит «Большой двадцатки», который показывали по всей Индии; установив целевой уровень ВВП – $5 трлн. Сегодня Индия занимает более заметное место на мировой арене, и этот факт пленяет национальное воображение.
В своей предвыборной кампания партия БДП не оставляет ни одного неперевёрнутого камня. Агитаторам выдают списки избирателей, с которыми надо общаться и привлекать их на свою сторону. В каждом округе ездят по 18-20 агитационных грузовичков с партийными лозунгами, причём даже в небольших деревнях с населением около 2000 человек. Созданная этой партией база данных «знай своего клиента» может вызвать зависть у многих транснациональных компаний.
Моди приумножает силу БДП. Это самый харизматичный премьер-министр новейшего времени, который жёстко контролирует решение текущих проблем. Эти качества сделали его одним из самых популярных лидеров в мире: по данным Morning Consult, его рейтинг поддержки равен 78%. Места в парламенте выигрываются благодаря его имени. На выборах 2019 года депутаты, которые перешли в БДП из оппозиционных партий, выигрывали в 56,52% случаев, а те, кто перешли в другие партии, лишь в 14,9% случаев.
Многие сильные стороны БДП становятся также причиной для критики: националистическая идеология ослепляет эту партию; у оппозиционного менталитета есть острые края; популярность Моди может вызвать высокомерие, а кадровая политика – организационную негибкость. БДП нужно будет остерегаться патологий длительного нахождения у власти, чтобы она не стала похожей на ИНК – когда-то великой политической партии, смысл существования которой сегодня многие подвергают сомнению. Размышляя о своём будущем наследии, партии БДП следует усвоить старую индийскую пословицу: «Крепости гниют изнутри».
To have unlimited access to our content including in-depth commentaries, book reviews, exclusive interviews, PS OnPoint and PS The Big Picture, please subscribe
South Korea's latest political crisis is further evidence that the 1987 constitution has outlived its usefulness. To facilitate better governance and bolster policy stability, the country must establish a new political framework that includes stronger checks on the president and fosters genuine power-sharing.
argues that breaking the cycle of political crises will require some fundamental reforms.
Among the major issues that will dominate attention in the next 12 months are the future of multilateralism, the ongoing wars in Ukraine and the Middle East, and the threats to global stability posed by geopolitical rivalries and Donald Trump’s second presidency. Advances in artificial intelligence, if regulated effectively, offer a glimmer of hope.
asked PS contributors to identify the national and global trends to look out for in the coming year.
НЬЮ-ДЕЛИ – В Индии, где зарегистрированы 968 млн избирателей, сейчас проходят выборы – это самый крупный в мире пример реализации демократических прав. Ожидается, что победу одержит правящая партия «Бхаратия джаната парти» (Индийская народная партия, сокращённо БДП) под руководством премьер-министра Нарендры Моди; это крупнейшая политическая партия в мире.
БДП стала доминировать в избирательном ландшафте Индии по нескольким причинам: она сосредоточила своё внимание на укреплении организационной силы, на применении принципа меритократии в своих рядах, а также на расширении избирательной базы и на компетентном предоставлении льгот и пособий бедноте.
Партия БДП, которая в социальных вопросах является консервативной, а в экономических – центристской, была официально учреждена в 1980 году. Впрочем, её корни связаны с партией «Бхаратия джана сангх» («Индийский народный союз»), которая появилась ещё в 1950-х годах, предложив в качестве альтернативы доминировавшему тогда социалистическому менталитету индуистский национализм и невмешательство государства в экономику («laissez-faire»). Если суммировать, партия БДП находилась у власти примерно 19 лет из тех 77-ми, которые прошли с момента обретения Индией независимости: три года, начиная с 1977-го; 13 дней в 1996 году; один год в 1998 году; пять лет, начиная с 1999 года; плюс десять лет, начиная с 2014 года. В результате эта партия сохранила в себе ДНК оппозиционера, хотя на парламентских выборах 2019 она получила в Лок Сабхе 292 места из 543, в то время как Индийский национальный конгресс (ИНК, вторая крупнейшая партия страны) получил лишь 51 место.
Попав в парламент впервые в конце 1960-х годов, партия БДП уже в конце 1970-х сформировала первое в истории страны правительство, не связанное с партией ИНК. Это произошло после того, как Индира Ганди приостановила действие гражданских свобод. В конце 1980-х на фоне широких социальных перемен стали набирать популярность региональные, кастовые партии. В то время как партия ИНК поставила под угрозу свои позиции, потому что неоднократно принимала непоследовательные политические решения, религиозные идеи партии БДП помогли ей объединить индуистское общество, что привело к появлению первого в истории страны правительства, сумевшего продержаться полный срок до очередных выборов, и при этом не связанного с ИНК.
Аналогичную ситуацию можно было наблюдать и в минувшем десятилетии. В 2014 году возник некий вакуум из-за самоуспокоенности в партии ИНК и проблем с выбором преемников в региональных партиях. Это позволило БДП стать первой с 1984 года партией, которая получила явное большинство в Лок Сабхе. А в дальнейшем она постепенно начала превращаться в политического гегемона.
В стране, в которой господствуют политические династии, партия БДП выделяется своей приверженностью меритократии. На парламентских выборах нынешнего года эта партия заменила примерно четверть своих депутатов на новых кандидатов, демонстрируя детальное понимание электоральной динамики и способность принимать жёсткие решения. Регулярное обновление кадров держит всех в напряжении и защищает партию от захвата некой узкой группой лиц.
HOLIDAY SALE: PS for less than $0.7 per week
At a time when democracy is under threat, there is an urgent need for incisive, informed analysis of the issues and questions driving the news – just what PS has always provided. Subscribe now and save $50 on a new subscription.
Subscribe Now
Около 30 лет назад партию БДП поддерживали в основном индуисты, которые принадлежали к верхним слоям среднего класса, жили в городах и обладали привилегиями, однако за прошедшее время партия расширила свою политическую базу. На выборах 2019 года она получила 37,6% голосов сельских избирателей, 32,9% голосов полусельских избирателей, 36% голосов избирателей с низкими доходами и 33-48% голосов представителей различных низших каст. Эти результаты объясняются низовой работой, которую проводит идеологический прародитель этой партии – организация «Раштрия сваямсевак сангх» («Союз добровольных слуг родины»). Она была основана в 1925 году для продвижения концепции Индии как «индуистской нации», в её состав входит добровольческое военизированное крыло, и она занимается низовой экономической помощью и социальной работой.
Впрочем, несмотря на откровенную индуистско-националистическую программу и травлю мусульманского населения, БДП сумела нарастить свою долю голосов среди религиозных меньшинств. Если в 2009 году за неё проголосовали лишь 4% мусульман, то в 2014 году эта цифра выросла до 9%, а в 2019-м – до 19%, при этом 30% голосов мусульман получил Индийский национальный конгресс, а остальные голоса достались фрагментированным региональным партиям.
Индийская программа прямых льгот и пособий является на сегодня наиболее осязаемым фактором массовой привлекательности БДП. В 2023 году правительство распределило $60 млрд среди более чем 900 млн бенефициаров социальных программ. Для этого было совершено 4,9 млрд транзакций в рамках 315 правительственных программ с участием 54 ведомств. Это поразительные изменения в сравнении с ситуацией сорокалетней давности, когда премьер-министр Раджив Ганди жаловался, что лишь 15% расходов индийского правительства на социальные программы доходят до целевых получателей.
Мало кто из комментаторов понимает важность сознательных усилий руководства БДП по получению информации о событиях на местах. В 2014 году партия утвердила программу «Сахьог», в соответствии с которой министры регулярно лично принимают посетителей в партийной штаб-квартире, что позволяет общаться с ними напрямую. Ежедневно в этих встречах принимает участие около 200 человек, что позволяет министрам иметь обратную связь с населением и устранять искажения, возникающие в многоуровневых организациях.
Кроме того, БДП предлагает сильные вдохновляющие идеи. Правительство Моди культивирует дух широких возможностей, осуществляя масштабные инвестиции в инфраструктуру (включая строительство 75 новых аэропортов за последние 10 лет); проведя в прошлом году саммит «Большой двадцатки», который показывали по всей Индии; установив целевой уровень ВВП – $5 трлн. Сегодня Индия занимает более заметное место на мировой арене, и этот факт пленяет национальное воображение.
В своей предвыборной кампания партия БДП не оставляет ни одного неперевёрнутого камня. Агитаторам выдают списки избирателей, с которыми надо общаться и привлекать их на свою сторону. В каждом округе ездят по 18-20 агитационных грузовичков с партийными лозунгами, причём даже в небольших деревнях с населением около 2000 человек. Созданная этой партией база данных «знай своего клиента» может вызвать зависть у многих транснациональных компаний.
Моди приумножает силу БДП. Это самый харизматичный премьер-министр новейшего времени, который жёстко контролирует решение текущих проблем. Эти качества сделали его одним из самых популярных лидеров в мире: по данным Morning Consult, его рейтинг поддержки равен 78%. Места в парламенте выигрываются благодаря его имени. На выборах 2019 года депутаты, которые перешли в БДП из оппозиционных партий, выигрывали в 56,52% случаев, а те, кто перешли в другие партии, лишь в 14,9% случаев.
Многие сильные стороны БДП становятся также причиной для критики: националистическая идеология ослепляет эту партию; у оппозиционного менталитета есть острые края; популярность Моди может вызвать высокомерие, а кадровая политика – организационную негибкость. БДП нужно будет остерегаться патологий длительного нахождения у власти, чтобы она не стала похожей на ИНК – когда-то великой политической партии, смысл существования которой сегодня многие подвергают сомнению. Размышляя о своём будущем наследии, партии БДП следует усвоить старую индийскую пословицу: «Крепости гниют изнутри».