manivannan1_Tharaka BasnayakaNurPhoto via Getty Images_srilankaeconomyprotest Tharaka Basnayaka/NurPhoto via Getty Images

Шри-Ланке нужен режим валютного совета

КОЛОМБО – Война в Украине подняла экономическую волну, которая обрушилась на и на ближние, и на дальние страны. В числе наиболее далёких от этих боевых действий стран – Шри-Ланка, где быстро растущие цены на продовольствие и топливо резко усилили уже начавшее ранее спиральное падение. Сегодня этот остров трясёт от уличных протестов, а все члены кабинета ушли в отставку, за исключением премьер-министра Махинды Раджапаксы, брата президента страны Готабая Раджапксы. Чтобы спасти Шри-Ланку от экономического краха и социально-политической катастрофы, потребуются радикальные действия.

Пока что никаких содержательных дискуссий о реальной стратегии противодействия углубляющемуся кризису не ведётся. Именно поэтому далеко не гарантировано, что даже в случае, если эскалация протестов приведёт к смене правительства, это поможет улучшить социальную или политическую обстановку. Кто бы ни оказался у власти, императив останется прежним: Шри-Ланка должна справиться с тяжёлым экономическими кризисом, в котором она оказалась, и для начала ей следует привести в порядок государственные финансы.

Нельзя терять время. Министр финансов Али Сабри, занимающий эту должность лишь месяц, заявляет, что валютные резервы страны сегодня не превышают $50 млн. А поскольку из $51 млрд внешнего долга страны примерно $7 млрд подлежит погашению в этом году, необходимо вводить долговой мораторий. Предоставленных Всемирным банком $600 млн на обеспечение импорта базового продовольствия совершенно не хватит на закрытие финансовых прорех.

Поскольку государственная казна пуста, давление на платёжный баланс нарастает, и у страны возник огромный долговой навес, приоритетом номер один должно стать составление плана по улучшению печального бюджетного положения Шри-Ланки, который будет включать эффективный механизм его реализации. Такой план должен включать всё стандартные меры консолидации, включая ликвидацию пустых трат и ужесточение управления бюджетом. Но в условиях, когда доверие к государственным финансам иссякло, а курс рупии обвалился, Шри-Ланке нужно совершить ещё более радикальный шаг: ввести режим валютного совета.

В рамках этой системы валютный курс устанавливается законом, а центральный банк должен иметь возможность покрывать всю денежную базу своими валютными резервами. Лишив правительство дискреционных полномочий выполнять бюджет с большим дефицитом, валютный совет сравнительно быстро восстановит доверие к финансам Шри-Ланки. Как только будет создан совет, он обеспечит необходимые решения экономических проблем Шри-Ланки, с особым акцентом на сдерживание обвала рупии.

Да, валютный совет – это форма шоковой терапии. Однако именно этого требует нынешний кризис в Шри-Ланке. Более того, поскольку валютный совет может быть создан немедленно, и он не требует никаких срочных реформ, влияющих на государственный бюджет, государственные активы или торговлю, его можно сравнить с быстродействующим и более эффективным лекарством, чем затяжная доза политики экономии бюджетных средств, которую сегодня часто предлагают.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Исторический опыт говорит сам за себя. Наиболее широко известный современный валютный совет был создан в Гонконге в 1983 году. Впрочем, примеры успешных валютных советов имеются в изобилии. В более чем 50 странах, где был введён режим валютного совета, всегда удавалось восстановить доверие к государственным финансам и национальной валюте.

В 1992 году Эстония в рекордный срок (всего за 30 дней) создала валютный совет, чтобы после обретения независимости помочь переходу с российского рубля на новую валюту – крону. Её успех вдохновил Литву, другое постсоветское государство, на создание собственного валютного совета в 1994 году. Литва – страна, которую я представляю в Шри-Ланке в качестве почётного консула, – заслужила похвалу Международного валютного фонда за проведённую трансформацию экономики, в которой центральную роль сыграл валютный совет.

В Болгарии режим валютного совета остановил приступ гипреинфляции, нараставший в 1997 году. Страна сумела быстро перейти от дефицитного бюджета к профицитному и утроила свои валютные резервы. Сегодня она может похвастаться одним из самых низких в Евросоюзе коэффициентов соотношения долга к ВВП.

Критики утверждают, что режим валютного совета подходит только для маленьких стран, а слабая банковская система снижает его эффективность. Но эти аргументы никак не мешают создать валютный совет в Шри-Ланке. Мы являемся островом с населением 23 млн человек, и сегодня в нашей стране нет слабых банков, ведущих операционную деятельность.

Бывший премьер-министр Ранил Викрамасингхе, с которым я обсуждал это предложение, полагает, что некий вариант валютного совета должен быть не независимой структурой, а включённой в состав центрального банка. Однако проблематичная репутация Центробанка Шри-Ланки, в том числе история его политизации, сразу делает это предложение обречённым на провал, несмотря на возросший авторитет и улучшение международных связей при новом управляющем П. Нандалале Вирасингхе. В любом случае валютный совет является крайне отличающейся от центробанка структурой, потому что его функции строго ограничены.

Потрясённая кризисом Шри-Ланка должна, наконец-то, встретить своих финансовых демонов лицом к лицу. Это будет трудный бой. Но валютный совет, лишающий правительство и центробанк шансов на плохое управление бюджетом и валютным курсом, то есть восстанавливающий доверие к нашему управлению экономикой, очень сильно повысит шансы Шри-Ланки на победу.

https://prosyn.org/0W0hN2Rru