disparte4_Getty Images_crypto Getty Images

Какая долларовая дипломатия доллара нам нужна?

ВАШИНГТОН – На фоне бурного потока последних политических новостей произошло событие, важное для будущего цифровых государственных денег. Во время саммита БРИКС в Казани Банк международных расчётов (BIS) объявил о выходе из проекта цифровых платежей mBridge.

Задуманный в 2022 году в качестве клирингового центра для цифровых валют центральных банков (сокращённо CBDC), проект mBridge был привязан к работе BIS по созданию глобальной системы межбанковских расчётов, которая бы объединяла CBDC и не контролировалась правительством какого-либо государства. Благодаря приросту эффективности, обеспечиваемому технологией блокчейн, mBridge стал ответом для всех недовольных медлительностью и дороговизной международных платежей. Ещё в июне BIS активно работал над этой инициативой, включив Саудовскую Аравию в список центробанков-основателей и перейдя к пилотной фазе проекта.

Нет сомнений, что под давлением негативных геополитических тенденций, исходивших из Казани, генеральный менеджер BIS Агустин Карстенсзаявил в конце октября на встрече «Группы тридцати»: «Мы не можем напрямую поддерживать проект БРИКС, потому что мы не можем работать со странами, находящимися под санкциями». Его слова отражают усиление напряжённости в западных столицах. Многие там поддерживают использование новых технологий для повышения эффективности и равенства в финансовой системе, но не хотят помогать появлению мирового порядка, который не будет опираться на западные законы и нормы.

Американская разведка давно подчёркивает этот трудный выбор, предупреждая, что страны-изгои создают альтернативные механизмы расчётов, защищённые от санкций, или же используют виртуальные активы для развития двусторонней торговли (например, между Россией и Китаем). В Казани лидеры БРИКС не делали секрета из своего желания создать новый финансовый порядок и избавиться от доллара; они вторили давним призывам России к введению единой блокчейн-валюты БРИКС, призванной защитить торговлю от западных санкций.

Перед западными политиками возник неудобный вопрос: действительно ли их концепцию цифровой экономики без границ, соответствующую западным ценностям, лучше всего реализовать с помощью государственной модели, в которой главную роль играют центробанки, организующие торговлю на наднациональном уровне. Особенно если учесть, что последние 80 лет нормой была модель, в которой лидировал частный сектор – под государственным наблюдением.

Именно частные деньги посредников экспортировали западные правила и нормы, создавая финансовые бастионы за пределами границ стран НАТО и встраивая американские санкции и меры по борьбе с отмыванием денег в глобальную банковскую систему и торговлю. Банки и транснациональные корпорации принесли доллары почти во все уголки планеты, одновременно играя роль посланников американской валюты и финансовой системы. Десятилетиями эта система стояла на пути преступников, отмывающих деньги, а также государственных спонсоров терроризма, наркоторговцев и других преступников, вынуждая их искать всё более изощрённые методы обхода.

Secure your copy of PS Quarterly: The Year Ahead 2025
PS_YA25-Onsite_1333x1000

Secure your copy of PS Quarterly: The Year Ahead 2025

Our annual flagship magazine, PS Quarterly: The Year Ahead 2025, has arrived. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Digital Plus now.

Subscribe Now

Однако эти изгои довольно быстро перешли к использованию нерегулируемых форм цифровых денег, что оживило дискуссии (как среди лидеров стран БРИКС, так и на Западе) по поводу перестройки существующей мировой финансовой архитектуры. Неудивительно, что БРИКС находится в авангарде проектов, подобных mBridge, потому что потенциально они могут опрокинуть сложившийся Бреттон-Вудский порядок. Однако вместо игнорирования mBridge и успешных пилотных проектов новых глобальных торговых и платёжных платформ, западным лидерам стоит подумать о том, как можно было бы получить от них максимальную пользу.

Старые международные финансовые платформы служили целям западной политики, и новые цифровые платформы могут делать то же самое. Проект mBridge уже продемонстрировал, что технология блокчейн способна связывать мировую экономику с помощью транзакций, осуществляемых со скоростью интернета, поэтому единственный вопрос теперь в том, как найти правильный баланс между уровнем участия государства и частного сектора.

Ответ может показаться обманчиво простым: наиболее перспективная альтернатива концепции БРИКС – сохранить существующую архитектуру, но модернизировать платформы распределения долларов, евро и фунтов. На сегодня около 90% валютных потоков остаются долларовыми, однако в последнем докладе Совета по финансовой стабильности (FSB) о международных платежах подчеркивается, что существующая сегодня хрупкая, медлительная и дорогостоящая система фиатных валют нуждается в обновлении. Поскольку стоимость трансграничных платежей для потребителей растёт, у Америки есть не столь уж секретное оружие борьбы с недостатками этой системы и с амбициям противников: просто ввести регулируемые цифровые доллары, разрешив частному сектору продолжать делать то, что он делал.

Могут ли западные политики с энтузиазмом лидеров БРИКС заниматься цифровизацией и предпринимать шаги по регулированию цифровых долларов? Если да, тогда одним из первых шагов должно стать создание регуляторной структуры для частных цифровых денег в виде долларовых стейблкойнов, которая уже получила поддержку обеих партий в Сенате и Палате представителей США. Кодификация американского стандарта безопасного и регулируемого использования цифровых долларов (эмитируемых в государственном или частном порядке) стала бы авторитетным ответом для тех, кто подчеркивает трудность выбора между использованием долларов и участием в цифровой экономике.

Напротив, игнорирование технологических последствий проекта mBridge и токенизации может привести к крупной стратегической потере. В глобальных расчётах доллар может оставаться лидером, но перестанет представлять большинство. В 2022 году Карстенс произнёс проницательные слова: «Давайте добиваться, чтобы наша финансовая система строилась на существующей структуре управления деньгами, служила интересам общества и работала в сотрудничестве с частным сектором».

https://prosyn.org/S1yuu5uru