kuttab54_Paula BronsteinGetty Images_separation wall Paula BronsteinGetty Images

В Иерусалиме что-то прогнило

АММАН, Иордания. Если вам интересно разобраться в истоках палестино-израильского конфликта, достаточно посетить Восточный Иерусалим. Все основные горячие точки находятся там. После четырех лет тщательного, исчерпывающего изучения Amnesty International недавно опубликовала отчет, показывающий, что в подконтрольных Израилю районах существуют две совершенно разные системы: одна уважает права, равенство и свободу израильских евреев – другая отрицает права, равенство и свободу палестинских арабов.

Эта расовая дискриминация отчетливо видна в Шейх-Джаррах. После войны 1948 года палестинские беженцы в этом районе Восточного Иерусалима жили в убогих палатках, пока Организация Объединенных Наций в сотрудничестве с правительством Иордании не согласилась построить для них дома. Но с тех пор как Израиль оккупировал Восточный Иерусалим в июне 1967 года, он удовлетворил недокументированные претензии евреев, утверждающих, что определенный участок земли принадлежал их предкам в XIX веке, отрицая при этом претензии палестинцев на дома и земли, которые их родители, бабушки и дедушки были вынуждены покинуть в разгар войны.

Что еще хуже, еврейским поселенцам, уверенным в своем праве на землю, все чаще удается изгнать палестинские семьи из их домов для передачи этих домов еврейским семьям. Такое выселение, осуществляемое при помощи израильской армии, является явным нарушением международного права. Когда после Второй мировой войны была разработана четвертая женевская конвенция (о гражданских лицах), ее четкой целью было запретить именно такой вид этнической чистки.

Недалеко от Шейх-Джаррах есть еще одна горячая точка. В 2014 году спонсируемое США соглашение между действующим тогда премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и королем Иордании Абдаллой II определило третью по значимости мечеть ислама, Аль-Аксу, как святыню, где могут молиться только мусульмане, но посещать – все желающие. Однако теперь соглашение ежедневно нарушается, поскольку израильские силы безопасности разрешают еврейским экстремистам посещать это место для молитвы – крайне напряженная ситуация, угрожающая превратить политический конфликт в религиозную войну.

Оскорбление настолько велико, что король Абдалла – потомок пророка Мухаммеда и глава семьи Хашимитов, опекающих мусульманские святыни Иерусалима, – до сих пор публично не встретился с нынешним главой государства Израиля президентом Исааком Герцогом или премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом (хотя в прошлом году тайновстречался с обоими).

К северу, югу и востоку от Шейх-Джарраха Израиль построил восьмиметровую бетонную стену, разделяющую палестинские кварталы. Он предоставил отдельные дороги для израильтян-евреев, отказывая в доступе к основным услугам палестинским жителям, особенно тем, кто живет за стеной, но находится под контролем Израиля. Около 100 000 иерусалимцев проживают в районах, где отсутствуют израильские службы безопасности, но палестинская полиция не имеет права на въезд. В этих сумеречных зонах широко распространены насилие, наркотики и беззаконие.

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible
PS_Quarterly_Q3-24_1333x1000_No-Text

Secure your copy of PS Quarterly: The Climate Crucible

The newest issue of our magazine, PS Quarterly: The Climate Crucible, is here. To gain digital access to all of the magazine’s content, and receive your print copy, subscribe to PS Premium now.

Subscribe Now

Дискриминационная политика Израиля является не только нарушением международного права. Она также осуществляется с применением грубой силы и запугивания. В результате возникшей напряженности в Иерусалиме оккупированные территории превратились в зону боевых действий, где израильские поселенцы-хулиганы регулярно нападают на палестинцев, у которых из средств защиты только камни.

Израиль часто мешает палестинцам участвовать даже в мирной политической деятельности, и такие невинные мероприятия, как кукольный спектакль, могут быть закрыты, если финансируются палестинским полуправительством в Рамалле или через него. А в апреле прошлого года палестинскому руководству пришлось отменить всеобщие выборы, потому что Израиль запретил палестинцам в Восточном Иерусалиме пользоваться почтовыми отделениями для отправки открепительных удостоверений – открытый отказ Израиля выполнять свои обязательства по соглашениям Осло.

Ухудшение ситуации в Иерусалиме и ежедневные столкновения незаконных поселенцев с палестинцами на оккупированных территориях отражают отсутствие какого-либо политического горизонта в конфликте. Палестинское правительство не может вмешаться – оно слишком слабо, чтобы противостоять израильским оккупантам. Палестинцы вынуждены сопротивляться оккупантам в одиночку, без какого-либо источника надежды на будущее.

Все пути мирного урегулирования конфликта были заблокированы израильским правительством. Израиль и его союзники делают именно то, за что они осудили арабский мир после саммита Лиги арабских государств в Хартуме в 1967 году, где лидеры выступили с «тремя возражениями»: никакого мира, никаких переговоров и никакого признания Израиля. Он козыряет отказом даже встретиться с палестинским лидером Махмудом Аббасом и по-прежнему активно выступает против решения о двух государствах.

Иерусалим всегда будет священным городом для всех трех основных монотеистических религий, и он остается домом как для палестинцев, так и для израильтян. Но это не послужило маяком мира, на который многие надеялись. Вместо этого город стал эпицентром конфликта. Насилие может легко выйти из-под контроля, если не принять серьезных мер для разрядки ситуации и придания политическим отношениям в Иерусалиме характера заслуживающего доверия мирного процесса.

https://prosyn.org/mQ5HfI1ru